понедельник, 29 октября 2018 г.

Буквоедство: август, сентябрь

В августе я переключилась на чтение техдокументации, поэтому дома ничего не хотелось, да старалась больше гулять, пока погода позволяла, развлекаться... Одну только Мориарти всего осилила. Зато вот сентябрь, когда ненадолго вернулась в большую вышивку, располагал к слушанию аудиокниг.
Лиана Мориарти, "Большая маленькая ложь"
В двух словах: мягкие лапки. О маленьких семейных тайнах. Запущенных проблемах, нерешенных конфликтах. О насилии. На самом деле, такие тихие вещи всегда самые страшные. Да вообще, все банально. У героинь бытовые проблемы, у детей - школьные, все на фоне райской природы. Австралия, океан, лето зимой. Ну, подумаешь, муж ударил - не убил же?
Однажды она прочитала статью о том, что каждые любовные отношения имеют свой «счет любви». Делая добро для партнера, человек вроде как вносит вклад. Негативный поступок равнозначен снятию денег со счета. Штука в том, чтобы счет приносил доход. Грохнуть жену головой об стену – то же самое, что снять со счета много денег. А встать рано утром с детьми и приготовить завтрак – небольшой депозит. 
А! кстати, кто убил, зачем убил? Нет, даже не так - кого убили? Жертву нам покажут в финале. Книга, начинавшаяся как детектив, продолжается как драма, на фоне которой убийство отходит на второй план. Персонажей много, но ни одного лишнего, все яркие, запоминающиеся. Характеры, чувства, мысли, комплексы - я верю! История с Абигейль - не верю! Полезла гуглить автора - и что я вижу? "Тайна моего мужа", которая вообще не пошла, тоже детище Мориарти. Перевод? Или мое настроение? Не знаю, но поставила галочку "почитать что-то еще".

А.П. Чехов, "Драма на охоте" 
Вот вы будете смеяться, а я узнала о советском фильме, только когда начала гуглить картинку для поста. В начале лета я точила зубы на нашу классику, даже писала в планах "читать разумное и недоброе", но нишмагла. Чехова всегда любила и уважала, за КСТ (краткость - сестра таланта). Впрочем, это шутка процентов на 30. Пошарила по списку произведений и нашла историю подлиннее.
Итак, история психопата, рассказанная им самим. Если кто-то скажет, что сие есть детектив - не верьте. Да, убийство будет, но не оно главное в книге. Первостепенно - отношения ГГ с людьми. Нет, я не увидела там ничего детективного. А какое прекрасное, прекрасное светское общество! Носители ценностей и причинятели добра. Вообще, если сделать поправку на отсутствие в нашем нынешнем обществе графов и уездных докторов - современно. Я бы рекомендовала читать эту повесть девочкам в предпубертате, но с прицелом "посмотри, какой мудак; не трогай каку!". По-моему, это просто пособие на тему "как распознать психопата". А наш герой такой и есть, о чем уездный доктор сообщает практически в самом начале повести.
Дай бог, чтоб я заблуждался, но мне кажется, что вы немножко психопат. У вас иногда, вопреки воле и направлению вашей хорошей натуры, вырываются такие желания и поступки, что все знающие вас за порядочного человека становятся в тупик... Диву даешься, как это ваши высоконравственные принципы, которые я имею честь знать, могут уживаться с теми вашими внезапными побуждениями, которые в исходе дают кричащую мерзость!
Не то, ох, не то мы читали в школе! Хотя в оправдание школьной программы скажу - для меня таким пособием стал "Герой нашего времени" Лермонтова. Но Чехов - лучше.

Стивен Фрай, "Миф. Греческие мифы в пересказе"
Любите ли вы мифы Древней Греции? Греки на каждый чих придумали историю, да с огоньком, генетическими шутками после близкородственных отношений и задорным промискуитетом. Эталон и нашефсе Кун все-таки слишком академичен. Когда я читала его книгу первый раз в пятом классе, я конечно, далеко не все понимала, а уж запомнить хотя бы половину... Ой, да куда там. Но все равно, по-моему, я больше греческих богов знаю поименно, чем русских царей, которых мне уныло ввинчивали в мозг (помним о веселых грешниках-греках) все десять школьных лет. И в универе еще потом зачем-то. В общем, мифы я люблю, а в изложении похабника Фрая полюбила еще раз. Нет, в книге нет ничего нового для меня, просто ожили древние боги.
– Гея! – проревел Уран, приблизившись. – Крепись. Нынче мы породим что-нибудь получше сторуких мутантов и одноглазых уродов…– Приди же ко мне, достославный сын, божественный супруг! – вскричала Гея, а Кронос счел это пошлым, но убедительным проявлением пыла.Послышались слюнявые чмоки, хлопки и кряхтение сладострастного божества, из которых Кронос сделал вывод, что его отец принялся за некую любовную прелюдию.Сидя в своей нише, Кронос сделал пять вдохов и выдохов. Ни единого мига не оценивал он нравственной стороны того, что собирался предпринять, – в мыслях он полностью сосредоточился на тактике и расчетах времени. Глубоко вдохнув, он вскинул великий серп и стремительно вышел из укрытия.От неожиданности сердито рыкнув, Уран, изготовившийся возлечь на Гею, вскочил на ноги. Спокойно двинувшись на отца, Кронос занес серп и рубанул им наотмашь. Лезвие, свистнув, начисто отсекло Урану половые органы.Весь Космос услышал безумный вопль Урана – боли, страдания и ярости. Никогда за краткую историю творения не звучало в нем ничего громче и ужаснее. Все живое вняло – и устрашилось.
Подчеркну еще раз - это именно пересказ, без отклонений от темы. Я мечтаю, чтобы сей господин пересказал скандинавские мифы ))) /*потому что Гейман со своими "Скандинавскими богами" - нет*/

Артуро Перес-Реверте, "Клуб Дюма, или Тень Ришелье"
Книга была "на карандаше" в основном потому, что озвучил ее Клюквин. Послушала в отпуске под вышивку. Самый главный ее плюс - книги, книги, много книг и книжная пыль. Вообще, по роману сняли "Девятые врата" с Джонни Деппом в главной роли, и честно говоря, хотя я мало что помню из фильма - фильм лучше. В книге полно безумных длинных описаний из серии "он стоял и смотрел на <занудное описание> занавески и тени", что для детектива, я считаю, излишне. Для мистического детектива слишком мало мистики.
Знаю, что в бумажном варианте есть и картинки-"гравюры", и таблицы, но написано все с таким занудным тщанием, что даже в формате аудиокниги в них не было особой нужды.
Еще я не люблю, когда остаются "подвешенные" линии и персонажи. Впрочем, в данном случае эти крючки не сработали, и думать и гадать "а почему так?" мне не хочется. Одноразовая книжка на отпуск, сколько их было, и сколько еще впереди. Зато мне попалось вот это:
... он окончательно пошел ко дну. Как «Титаник». Камнем. На палубе играет оркестр. Женщины и дети в первую очередь. Следующие двадцать минут можно было назвать агонией – в такие моменты человек начинает припоминать, что плохого он сделал в жизни. Героические атаки разбиваются о стойкие ряды шотландских стрелков. Пехота начала готовиться к штурму, едва забрезжила надежда на победу. Импровизированные вылазки стрелков и пехотинцев, тщетно мечтающих застать противника врасплох. Выстрелы гусар и мощные залпы кирасиров. Но все попытки кончались одинаково: Веллингтон ликовал, укрепившись в маленькой и неприступной бельгийской деревушке, и его главный волынщик играл марш Серых шотландцев под самым носом у Корсо, а Старая Гвардия, вернее, то, что от нее осталось, сжав челюсти и задыхаясь в простынях, с отчаянием поглядывала на часы, которые Корсо, к несчастью, не снял с руки.
Одно из самых занятных описаний любовной неудачи.

Даниэль Канеман, "Думай медленно, решай быстро"
Мир не такой осмысленный, как вам кажется
Долго смотрела на книгу и не могла начать из-за такого... попсово-маркетингового названия, хотя и отзывы заинтересовали, и автор - серьезный дядька.
Книга о так называемых "когнитивных ловушках" и особенностях человеческого мозга и психики. Интересно, но все-таки занудно. Да, я понимаю, это странная рецензия, но вот так. Все-таки 600 страниц - это тот объем, от которого я отвыкла, особенно, если книга находится за рамками жанра семейной саги. Примеры, которые приводит автор, подкрепляя свои идеи, в основном из области психологии и экономики, каждодневные: наименования товаров, цитирование, выбор размера шрифта, интуиция эксперта - в общем, мало обращаешь внимания на такие штуки в повседневности.

8 комментариев:

  1. А я вот чеховскую Драму на охоте не читала. И надо бы, но что-то мне щас точно не до Антона Палыча)))
    У Перес-Реверте читала только Фламандскую доску. Тоже как-то.. ни то, ни се. Вроде и неплохо, но почему-то не цепляет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, спасибо за отзыв о "доске", я ее как-то придерживала на случай "нечего почитать", но теперь отложу еще дальше )) А на АнтонПалыча надо иметь настроение, в конце концов, мы ж не в средней школе, чтоб из-под палки...

      Удалить
  2. У нас в натуре книжные вкусы не схожи - прочла недалече... как его?.. Ну тот мужик в очках, на обложке ещё ноги трупака с биркой, так мне вообще не понравилось, а вот текст Сью Клиболд оказался весьма годным ("Дневник матери"), так же как и талмуд Зимбардо по следам стэнфордского тюремного эксперимента, впрочем, щас не об этом: с детства стойкая аллергия на любые мифы, не только древней греции, но! Фрай. Пыталась ради него слушать аудиокнигу, пока не пошло, буду ещё пытаться:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лана, я тебе прямо скажу - книгу я слушала, но от чтеца плевалась! Половину потом дочитывала, благо, книжка недлинная и читается легко.
      очки-труп-бирка )) В общем, я тут сразу мнение о книге составила ))

      Удалить
  3. Ой, давно Драму на охоте читала, и сразу же после первого просмотра фильма, от обоих произведений тягостное впечатление. Вообще Чехов на меня такой сплин наводит, что даже перечитывать его с годами и, надо думать - с изменением восприятия, не хочу...

    За рецензию остальных книг, спасибо, Лена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот да, сплин, пожалуй подходящее слово! Но у меня - так, слегка. Он все же не вгоняет в тауую депрессуху и чёрное уныние, как Достоевский, что хочется поскорее закрыть книгу и забыть прочитанное немедленно.

      Удалить
  4. Начинала слушать "Клуб Дюма, или Тень Ришелье" и не осилила. Это так скучно на мой взгляд. Вторая книга Реверте и опять не понравилась.
    "Большую, маленькую ложь" не читала, но пробовала читать две другие книги автора. Тоже не моё. Чего-то мне у неё не хватает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У Мориарти не хватает экспрессии, на мой взгляд.
      Вот и Таня выше написала про фламандскую доску... Мне книга показалась слишком затянутой. Странной, в общем. Да ещё и концовка - ни уму, ни сердцу.

      Удалить